Общественное объединение «Эхо» серьезно обеспокоено негативными тенденциями в избирательном процессе Казахстана, которые ведут к существенному ограничению права граждан избирать и быть избранными.

Особую обеспокоенность вызывают следующие факты:

  • Массовая отмена регистрации кандидатов в депутаты маслихатов. Основной причиной для отмены регистрации кандидатов стали результаты проверок налоговыми органами данных в декларациях кандидатов о доходах и об имуществе. Найденные расхождения в большинстве случаев составляют несущественные суммы, что говорит о непреднамеренных ошибках кандидатов, которые можно было бы устранить. Это привело к существенному сокращению числа кандидатов в депутаты маслихатов. По нашему мнению, это препятствует представительству интересов разных групп населения на местном уровне.
  • Отмена регистрации партийного списка партии «Руханият». Бывший руководитель партии А.Джаганова по прошествии более чем 10 дней после регистрации списка партии ЦИК публично в эфире государственного телеканала «Хабар» заявила о нарушении правил выдвижения партийного списка. Генеральной прокуратурой была проведена проверка, в результате которой эти нарушения подтвердились. По заявлению прокуратуры ЦИК отменила регистрацию партийного списка, и партия была снята с выборов. Данный факт демонстрирует практику, создающую возможность исключения той или иной партии из предвыборной гонки практически на любом этапе выборов.
  • Решение Конституционного Совета не проводить выборы в городе Жанаозен. Если выборы депутатов маслихатов города можно перенести на более поздний срок, то в выборах депутатов мажилиса          парламента      избиратели     этого     города, одного         из  самых многонаселенных городов, не являющихся областными центрами, участвовать не смогут. Статья 4 Конституционного закона о Выборах в РК четко говорит о том, что «Всеобщее активное избирательное право – право граждан Республики участвовать в голосовании на выборах по достижении восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка,          отношения            к религии,        убеждений,     места               жительства                  или    любых    иных обстоятельств.», которое ограничивается только одним пунктом «В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

Вышеизложенные факты усиливают негативные тенденции в выборном процессе Казахстана, которые были отмечены аналитиками еще ранее:

  • Сложный процесс регистрации и перерегистрации политических партий. В результате даже после смягчения требования к количеству членов партии, ни одна новая партия с прошлых выборов депутатов мажилиса не была зарегистрирована.
  • Применение двойных стандартов в оценке деятельности политических партий в зависимости от лояльности к власти. Ярким проявлением данной тенденции является приостановление решением суда деятельности Коммунистической партии Казахстана на шесть месяцев незадолго до объявления внеочередных выборов, в результате чего партия исключена из участия в выборах 15 января 2012 года. Основанием для данного решения послужило участие членов партии в незарегистрированной общественной коалиции. Данный вид деятельности политических партий еще полгода назад не признавался нарушением, чему служит пример создания коалиции «Казахстан 2020» по инициативе Нур Отана.
  • Устойчивая тенденция переноса сроков проведения выборов существенно снижает возможности партий по полноценной подготовке и участию в выборах. Сокращенные сроки неожиданных выборов не дали времени для широкого информирования населения и как следствие, не позволили избирателям полноценно участвовать в съездах партий и предлагать свои кандидатуры в процессе формирования партийных списков.

Общественное объединение «Эхо» считает, что существующее выборное и смежное с ним законодательство Казахстана изобилует коллизиями и пробелами, которые создают возможности для отказа в регистрации нелояльным кандидатам и партиям. В совокупности с действующей системой выборов в мажилис парламента, не предусматривающей самовыдвижение, это ведет к тому, что интересы многих граждан как на республиканском, так и на местном уровне могут остаться неучтенными.